Мердок, Руперт


Мердок, Руперт

Американский медиамагнат, глава News Corporation

Американский предприниматель австралийского происхождения, создатель и глава медиагиганта News Corporation, его генеральный директор (с 1979 года) и председатель совета директоров (с 1991 года). Под контролем Мердока находятся СМИ, кинокомпании и книжные издательства в США, Великобритании, Австралии и других странах.

Кейт Руперт Мердок (Keith Rupert Murdoch) родился 11 марта 1931 года в Мельбурне [91], [97], [96]. Его дед, бедный пресвитерианский священник, приехал в Австралию из Шотландии в 1884 году [96]. Его сын Кейт Мердок (Keith Murdoch), отец Руперта, сделал карьеру в журналистике. Он начинал как репортер в мельбурнской газете The Age [96], [97]. Во время Первой мировой войны Кейт приобрел широкую известность, освещая Галлипольскую операцию сил Антанты [96], [97]. Участвовал в создании Австралийской ассоциации журналистов (Australian Journalists Association), стал главным редактором газеты Sydney Morning Herald [97], затем возглавил издательскую группу The Herald and Weekly Times [96], [97]. К моменту рождения Руперта семья Мердоков преуспевала [96], [91], в 1933 году Кейт Мердок получил британское рыцарское звание [97].

Руперт и три его сестры воспитывались в Мельбурне и на принадлежавшем Мердокам овцеводческом ранчо [96]. Когда Руперту исполнилось десять лет, его отправили в престижную англиканскую школу Гилонг (Geelong Church of England Grammar School) [96]. Застенчивый, физически слабый, не наделенный способностями к учебе, он постоянно подвергался давлению со стороны учителей и насмешкам сверстников [96]. Возможно, именно из-за этого юный Мердок попытался найти себя в политическом радикализме: его даже наградили прозвищем "Красный Руперт" (Red Rupert) [96].

По окончании школы Мердок отправился в Великобританию, где поступил в Вустерский колледж Оксфордского университета [96], [91], [74]. В студенческие годы поддерживал Лейбористскую партию [91]. За участие в предвыборной агитации его исключили из студенческого политического клуба [96]. В прессе сообщалось, что в своей комнате он держал бюст Владимира Ленина [74]. В Оксфорде Мердок получил ученую степень магистра гуманитарных наук [97], [73].

В 1952 году, незадолго до окончания учебы, Руперт узнал о смерти отца [96], [97]. Хотя сэр Кейт руководил одной из крупнейших австралийских газетных корпораций, акций в личном владении у него было немного. К тому же, немалая часть имения ушла на выплату долгов и налога на наследство [96]. В распоряжении семейства остались две захудалые газеты в городе Аделаида - The Adelaide News и Sunday Mail - и радиостанция в удаленном городке Брокен-Хилл [96], [95], [97], [84]. Решив продолжать дело отца, Руперт постарался получить журналистский опыт. Старый друг сэра Кейта, газетный магнат лорд Бивербрук (Lord Beaverbrook) предоставил ему место помощника редактора в лондонской Daily Express [96].

В 1953 году Руперт вернулся на родину, где стал руководить семейным бизнесом (предприятия Мердоков были консолидированы в компанию News Limited) [62], [96]. Первым делом, молодой наследник активно взялся за развитие убыточной The Adelaide News [91], [97], [95], [84]. Когда конкуренты попытались без лишнего шума выкупить у Мердока обе его газеты, тот опубликовал текст их предложения на первой полосе и сопроводил его гневной статьей против монополизма в прессе [96]. Вскоре он сам принялся скупать небольшие газеты в других городах [97]. Первым приобретением в 1956 году стала Perth Sunday Times [96], [62]. В течение последующего десятилетия Мердок обзавелся изданиями по всей стране [62]. Уже тогда критики упрекали издания Мердока в излишней "желтизне" [91], за счет которой добилась процветания The Adelaide News [84].

В 1959 году Мердок получил широкую известность в ходе скандального процесса над молодым австралийским аборигеном Рупертом Максом Стюартом (Rupert Max Stuart). Стюарт признал себя виновным в изнасиловании и убийстве девятилетней белой девочки Мэри Олив Хэттам (Mary Olive Hattam) и был приговорен к смертной казни. После этого была развернута общественная кампания за оправдание Стюарта, главные роли в которой играли Мэрдок и редактор The Adelaide News Роан Ривет (Rohan Rivett). Критики судебного решения утверждали, что связно изложенное хорошим литературным языком признание не могло быть сделано неграмотным Стюартом: обвинение при этом настаивало, что текст дословно воспроизводил слова подсудимого. Сам Стюарт стал утверждать, что признание было подписано под давлением. Для расследования ситуации была назначена специальная королевская комиссия. Смертную казнь Стюарту заменили на тюремное заключение, а позднее, в 1972 году, досрочно освободили, но оправдан он так и не был [90], [88], [89].

Мердок и его компания за публикации в ходе процесса были обвинены в распространении пасквилей, подстрекающих к мятежу, но в конечном счете им удалось добиться оправдания [96]. Стюарт, освободившись из тюрьмы, стал уважаемым племенным старейшиной [90], [89]. В 2002 году история процесса над Стюартом и кампании, которую провел в его защиту Мердок, легла в основу австралийского кинофильма "Черное и белое" (Black and White) [88], [89], [90].

Тем временем, экспансия Мердока на австралийском рынке СМИ набирала силу. В 1960 году был куплен крупный сиднейский таблоид The Daily Mirror [96], [62]. Новый владелец реформировал газету в манере, которая впоследствии стала его визитной карточкой. The Daily Mirror превратилась в смесь криминальной хроники и публикаций эротического характера, что нашло немедленный отклик у массового читателя. В итоге конкурент газеты в Сиднее, местная The Sun пришла в упадок и выбыла из борьбы [96]. Конкуренция на сиднейском газетном рынке зачастую приобретала жестокие формы. Когда Мердоку удалось обойти одного из соперников в борьбе за покупку местной печатной фабрики, сделку пришлось отстаивать в кровопролитной драке между сотрудниками двух компаний [96].

В 1964 году Мердок основал первую в Австралии общенациональную газету - The Australian [91], [97], [62]. Издательский процесс был устроен таким образом, что печатные формы The Australian доставлялись из Канберры в Сидней самолетом [62]. Бизнес Мердока вышел на общеавстралийский уровень, в его распоряжении оказались газеты, журналы и телевизионные каналы [96], [91], общая стоимость которых к 1968 году достигла примерно 50 миллионов долларов США [96].

1968 год ознаменовался выходом империи Мердока за пределы австралийского континента. В Лондоне магнат смог на 20 миллионов долларов побить предложение своего конкурента Роберта Максвелла (Robert Maxwell) и выкупил у семейства Карр (Carr) еженедельный лондонский таблоид News of the World - самую продаваемую газету в Великобритании [62], [96], [91]. В последующие сорок лет продажи News of the World сократились вдвое, но газета оставалась наиболее продаваемой в стране [62].

Годом позже была по бросовой цене куплена находившаяся в упадке лондонская The Sun (бывшая Daily Herald) [62], [96], [91]. Оказавшись в собственности Мердока, эта газета подверглась серьезнейшим преобразованиям и стала одним из наиболее ярких примеров его методов завоевания рынка. На момент приобретения The Sun преимущественно ориентировалась на сторонников Лейбористской партии и демонстрировала претензии на интеллектуальность [96], [85].

Попав под власть Мердока, The Sun превратилась в массовый таблоид со стандартным для "желтой" прессы содержанием: секс, спорт и сенсации [85], [96], [62]. При этом, поощряя массовые вкусы, газета пошла дальше конкурентов. Ключевым моментом стало начало постоянных публикаций на третьей полосе The Sun фотографий девушек с обнаженным бюстом [85], [96], [91], [84], [95]. Такая редакционная политика принесла ощутимые плоды: тиражи газеты росли, к 1977 году ее продажи достигли 3,8 миллиона экземпляров (по сравнению с 950 тысячами в 1969 году) [96], а еще годом позже The Sun обогнала по объему продаж своего конкурента The Daily Mirror и с тех пор неизменно была самой продаваемой ежедневной газетой в Великобритании [85], [62].

Несмотря на фривольные публикации, The Sun была весьма влиятельным изданием в сфере общественно-политической жизни [85]. После приобретения газеты Мердоком ее политическая ориентация претерпела трансформацию. Если на всеобщих выборах 1970 года The Sun выступала в поддержку действующего премьер-министра, лейбориста Гарольда Вильсона (Harold Wilson), то после неожиданного поражения лейбористов газета стала поддерживать преемника Вильсона - консерватора Эдварда Хита (Edward Heath) [85]. Трансформация завершилась к концу 1970-х годов: на выборах 1979 года The Sun активно поддержала лидера консерваторов Маргарет Тэтчер [85], [62], [82], [74]. В 1980-х годах газета оставалась наиболее громким рупором сторонников Тэтчер, в частности, в ходе войны на Фолклендских островах [85]. На выборах 1983 и 1987 годов The Sun вновь способствовала победе Тэтчер [82], а сам Мердок поддерживал личные отношения с британской "железной леди" [68].

В Австралии принадлежащие Мердоку СМИ к середине 1970-х годов стали важнейшей силой на политической сцене [97]. В 1972 году медиамагнат поспособствовал избранию премьер-министра от лейбористов Гофа Уитлэма (Gough Whitlam), а уже в 1975 году активно ратовал за его отставку [96], [74]. В 1976 году Мердок собственноручно написал сенсационную статью о Уитлэме: в публикации сообщалось, что экс-премьер мог быть лично причастен к коррупционным махинациям своих однопартийцев [96]. Австралийские СМИ Мердока теперь преимущественно выступали с консервативных позиций [97], однако позднее они оказали поддержку еще двум премьерам-лейбористам: Бобу Хоуку (Bob Hawke) и Полу Китингу (Paul Keating) [74].

В Великобритании следующим после The Sun приобретением Мердока стал таблоид The Daily Telegraph, который он в 1972 году выкупил у Фрэнка Пэккера (Frank Packer) [62], а на следующий год австралиец сделал первый шаг на рынке США. В 1973 году в городе Сан-Антонио (штат Техас) он приобрел две ежедневных газеты – San Antonio Express и San Antonio Evening News, которые позднее были объединены под названием San Antonio Express-News [84], [96], [62]. После этого Мердок пытался купить газету The Washington Star, но успеха не добился и решил основать новую газету для массового читателя. Так в 1974 году появился таблоид The National Star (позднее - просто The Star), получивший известность как источник "сенсационных" сообщений, к примеру - о направляющихся в Северную Америку полчищах африканских пчел-убийц [96], [84].

В 1976 году Мердок рассматривал возможность запуска новой ежедневной газеты в Нью-Йорке или Бостоне, но в это время к нему обратилась с деловым предложением издатель Дороти Шифф (Dorothy Schiff) - она хотела продать австралийскому предпринимателю свою The New York Post. Мердок с готовностью пошел на переговоры; они продлились три недели [96], [84], и за 30 миллионов долларов газета была куплена [96], [84], [62], [84], [97], [67]. После этого газета стала быстро набирать популярность. Одной из ее главных черт стала шокирующая криминальная хроника, публиковались материалы фривольного содержания. Для освещения светских сплетен была отведена особая полоса – "страница шесть" [84], [97], [74], [68].

На следующий год в Нью-Йорке была сделана еще одна покупка. Мердок приобрел компанию New York Magazine, издававшую одноименный журнал [96], [91], а также газеты Village Voice и New West [96]. Сделка прошла как недружественное поглощение. Основатель и главный редактор New York Magazine Клэй Фелкер (Clay Felker) тщетно пытался собрать средства, чтобы перебить предложение Мердока, не помогла и поддержка большинства сотрудников, которые в знак протеста ушли из журнала вместе со своим руководителем [96].

В 1977 году Мердок использовал The New York Post для поддержки одного из кандидатов в мэры города – прежде малопопулярного конгрессмена Эда Коха (Ed Koch) [84], [74]. После победы Коха магнат был вознагражден: один из приближенных к нему юристов получил высокий пост в городской администрации, и, что более важно, австралиец заявил о себе как ключевой участник политической жизни Нью-Йорка [84].

К 1977 году основную часть империи Мердока составляла фирма Cruden Investments, названная в честь шотландского церковного прихода его деда. Cruden, находившейся в совместном владении самого Мердока, его матери и трех сестер, принадлежали 40 процентов акций News Ltd., которая, в свою очередь, контролировала предприятия в Австралии. News Ltd. же владела 48 процентами News International Ltd., контролировавшей британские предприятия. News International Ltd. и News Ltd. совместно владели 100 процентами активов Мердока в США [96]. В 1979 году все компании Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation (News Corp.) [97], [91], в которой он занял пост генерального директора и члена совета директоров. Позднее, в 1991 году, он также стал председателем совета директоров [97].

В 1981 году Мердок в Великобритании купил компанию Times Newspapers, издателя газет The Times и The Sunday Times [62], [91], [68]. При заключении сделки магнат гарантировал независимость редакционной политики этих изданий: для обеспечения гарантий был создан специальный наблюдательный комитет [62], [68]. Тем не менее, уже спустя год главный редактор Times Харольд Эванс (Harold Evans) заявил, что Мердок вмешивается в дела редакции, и ушел в отставку [68], [62]. О несоблюдении данных Мердоком гарантий свидетельствовали и другие бывшие сотрудники газеты [68].

Политика в области найма, которую проводил в Великобритании Мердок, превратила его в ненавистную фигуру для местных левых. Предприниматель не желал мириться с требованиями профсоюзов, и в 1986 году после модернизации печатного процесса уволил несколько тысяч сотрудников [91], [95], [97], [74].

В США новым шагом в экспансии Мердока стало приобретение в 1985 году кинокомпании 20th Century Fox [62], [72]. Появление австралийца в Голливуде было встречено без особого интереса, а проведенную им сделку сочли бесперспективной авантюрой. Тем не менее, Мердоку, который предпочитал практически не вмешиваться в творческий процесс киностудии, удалось добиться возрождения 20th Century Fox [72]. Одной из целей Мердока было выйти на американский рынок телевидения. В соответствии с законодательством США, иностранцы не могли владеть телеканалами, и в 1985 году Мердок получил американское гражданство [91], [97], [68], [74]. После этого были приобретены региональные телеканалы, которые позднее были консолидированы в четвертую общенациональную телевизионную сеть США - Fox Broadcasting [91], [97], [68], [62], [68]. Первоосновой этой корпорации послужила компания Metromedia, выкупленная Мердоком у Джона Клюге (John Kluge) [97]. В числе наиболее успешных продуктов Мердока в кино называли фильм "Титаник" (Titanic), а на телевидении - анимационный сериал "Симпсоны" (The Simpsons) [91].

Американское законодательство запрещало компаниям владеть и телевизионными, и газетными источниками. После приобретения телеканалов Мердок пообещал соблюсти это правило и продать часть газетного бизнеса, но в последующий период использовал все возможности для обхода законодательства [68]. Переломный момент наступил, когда против Мердока выступил видный политик-демократ, сенатор Эдвард Кеннеди (Edward Kennedy). Кеннеди, известный своими либеральными взглядами, подвергался активной травле со стороны газет Мердока, в частности The Boston Herald. В ответ сенатор совершил законодательный маневр [68], который вынудил Мердока в 1988 году продать его любимую The New York Post [68], [62]. Впрочем, газету удалось выкупить обратно в 1993 году [62].

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Мердок приступил к завоеванию телевизионного рынка Великобритании. В 1989 году в стране была запущена телекомпания Sky Television [62]. После этого разгорелись дебаты о борьбе с монополизмом на британском медиарынке - и, в частности, о деятельности News International, то есть британской части империи Мердока. Одним из их инициаторов выступала корпорация British Satellite Broadcasting (BSB), которая намеревалась запустить конкурирующую со Sky сеть спутникового телевидения [95]. Противостояние прекратилось уже на следующий год в результате слияния обеих компаний, которое привело к возникновению телевещательной корпорации British Sky Broadcasting (BSkyB). Она стала единственным спутниковым телевещателем страны, а основным ее совладельцем оказался Мердок [95], [62].

BSkyB впоследствии стала лидером британского рынка платного телевидения - число ее зрителей достигло 8 миллионов [62]. Одной из главных причин успеха компании стало приобретение ей прав на трансляцию матчей британской футбольной премьер-лиги. То, как телевидение Мердока освещало спорт, вызывало недовольство многих британцев [91], которое лишь усилилось в 1998 году. Тогда выяснилось, что BSkyB предложила 623 миллиона фунтов стерлингов, то есть примерно миллиард долларов США, за один из ведущих британских футбольных клубов - Manchester United [94]. Впрочем, сделка не состоялась: в 1999 году британское правительство заблокировало ее по рекомендации государственной Комиссии по монополиям и поглощениям. Чиновники сочли, что продажа клуба BSkyB могла бы нарушить свободу конкуренции в области профессионального спорта и его освещения в СМИ [92].

В конце 1980-х - начале 1990-х годов империя Мердока продолжала развиваться по нескольким различным направлениям. В 1987 году он приобрел британскую газету Today, но в 1995 году она закрылась [62]. В 1987 и 1989 годах были куплены два американских книжных издательства: Harper & Row и Collins. Они были объединены в компанию HarperCollins [62]. В 1993 году Мердок создал новую телекомпанию Star TV, вещающую в Азии [62]. В 1994 году Star TV прекратила транслировать передачи BBC News: причиной послужило недовольство властей Китая, вызванное репортажами этой британской компании [67].

В 1993 году Мердок прибег к новой тактике развития своих британских газет, относящихся к классу "качественных", главным образом The Times. Цена на эту газету была снижена в полтора раза, что быстро увеличило ее продажи на 40 процентов и позволило обойти конкурента - The Independent [95]. В 1995 году Мердок финансировал создание американского неоконсервативного журнала The Weekly Standart [74].

В 1996 году в США Мердок запустил новый информационный телеканал Fox News [97], [62], [74]. Руководителем канала стал бывший политический стратег Республиканской партии Роджер Эйлс (Roger Ailes) [97]. Fox News был призван бороться с тем, что Мердок считал либеральной ангажированностью большинства американских СМИ [68]. За магнатом еще больше укрепилась репутация консерватора [74].

Хотя после натурализации в США Мердок не примкнул ни к одной из партий, личные воззрения роднили его с консервативными республиканцами: он выступал против высоких налогов и государственных расходов, против влияния профсоюзов и за сильную оборонную политику [74]. Именно Республиканскую партию преимущественно поддерживали подконтрольные Мердоку СМИ [68], [97]. Если президент Рональд Рейган пользовался всецелой поддержкой Мердока [74], [97], то к его преемнику Джорджу Бушу-старшему предприниматель отнесся более настороженно, так как Буш выступал за увеличение налогов [74].

После терактов 11 сентября 2001 года СМИ Мердока неизменно отстаивали политику "войны против террора", проводимую администрацией Джорджа Буша-младшего [74], а с 2002 года вели агитацию за военную операцию против Ирака. Критики отмечали, что для агитации в пользу войны Мердок стал использовать все входящие в его империю издания (их число к тому моменту превысило 175) [86], [97]. В феврале 2003 года, незадолго до начала вторжения, Мердок выразил полное одобрение политики Буша. Медиамагнат открыто связал необходимость военной операции с доступом к иракской нефти - по его мнению, свержение режима Саддама Хусейна привело бы к снижению мировых цен на этот энергоноситель [87], [86].

Тем не менее, в этот период ориентация магната на республиканцев уже становилась менее однозначной. Хотя ранее, в период президентства демократа Билла Клинтона сам Клинтон и его супруга Хиллари подвергались жесткому высмеиванию в принадлежащих Мердоку СМИ [74], после 1997 года, по данным исследователей, демократы стали получать ненамного меньше пожертвований от семьи Мердока и News Corp., чем республиканцы [68]. В начале 2000-х годов потоки средств в обе партии примерно сравнялись [68]. Кроме того, магнат поддерживал отношения с рядом видных политиков-демократов, в том числе и четой Клинтонов [68], [74]. News Corp., в частности, выделяла пожертвования на благотворительные инициативы демократического экс-президента [74].

В апреле 2006 года Хиллари Клинтон, которая считалась фаворитом в борьбе за выдвижение в президенты от демократов, побывала на десятилетии канала Fox News. Известие об этом вызвало бурную реакцию в лагере либералов, которая лишь усугубилась в мае: тогда выяснилось, что Мердок летом возглавит мероприятие по сбору средств в фонд Клинтон для ее переизбрания в Сенат [79], [78]. Мероприятие было проведено 17 июля и вызвало смущение как либералов, так и консервативных союзников магната. Возникли подозрения, что в преддверии президентских выборов 2008 года Мердок может "сдвинуться влево" [74]. Впрочем, как отмечали наблюдатели, тесные отношения Мердок поддерживал и с сенатором Джоном Маккейном, которого считали фаворитом республиканцев на выборах-2008 [74]. Тем не менее, после победы демократов на промежуточных выборах 2006 года их партия стала получать от Мердока вдвое больше средств, чем республиканцы [68].

Отношения Мердока с политическими силами не были неизменными и в Великобритании. Перед выборами 1992 года его издания, в особенности The Sun, ожесточенно критиковали лидера лейбористов Нила Киннока (Neil Kinnock) и немало помогли успеху преемника Тэтчер, нового главы Консервативной партии Джона Мейджора (John Major). После победы консерваторов The Sun на первой полосе объявила, что именно она решила исход выборов (It Was The Sun Wot Won It) [85], [82], [74].

Новому поколению лейбористов во главе с Тони Блэром пришлось сделать все возможное, чтобы нейтрализовать пропагандистский потенциал таблоидов Мердока, и в 1994-1995 годах новое партийное руководство принялось налаживать контакты с News Corp. [95], [82], [74]. "Новые лейбористы" вполне преуспели: на выборах 1997, а затем и 2001 года The Sun и News of the World выступили в поддержку Блэра [82], [85], [74].

После победы лейбористов в 1997 году Мердок стал вхож в круг приближенных Блэра - нового премьер-министра [68], [74]. Дружественные отношения с главой правительства позволили предпринимателю сохранить в неприкосновенности его британские активы: некоторые лейбористы выступали за новые антимонопольные ограничения в области СМИ, но премьер сводил их усилия на нет [68], [82], [95]. В то же время, курс "новых лейбористов" в вопросах налогообложения, иммиграции и внешней политики вполне соответствовал чаяниям Мердока [82]. Когда Блэр пришел к власти, он выступал за интенсивную интеграцию Великобритании в единую Европу. Некоторые критики полагают, что его позиция по этому вопросу стала более умеренной именно под влиянием Мердока. Медиамагнат был ярым противником создания европейского "сверхгосудартва" - Европейского Союза, это стало одной из причин, по которым он ранее лишил поддержки Мейджора [74].

С приближением всеобщих выборов 2005 года наблюдатели отмечали, что отношение The Sun к Блэру стало более критическим и газета может склониться в пользу лидера консерваторов Майкла Говарда (Michael Howard). Тем не менее, премьер постарался в очередной раз укрепить дружественные отношения с Мердоком, и вновь воспользовался поддержкой ведущего британского таблоида [82] и большинства других подконтрольных Мердоку СМИ [74].

И все же, в 2005 году поддержка Блэра со стороны The Sun уже выглядела не такой безоговорочной, как прежде [75]. В январе 2006 года Мердок заявил, что его СМИ могли бы на будущих выборах поддержать консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном (David Cameron), если бы эта партия внесла в свою платформу сокращение налогов в духе политики Тэтчер [80]. Летом того же года Мэрдок подтвердил, что не исключает возможности поддержки на следующих выборах Кэмерона. По словам предпринимателя, его изданиям, как и всем британским избирателям, предстояло сделать выбор между лидером консерваторов и наиболее вероятным преемником Блэра - Гордоном Брауном [77], [74]. Вопрос о новом фаворите Мердока был открыт [75].

Что касается отношений между Мердоком и Блэром, они оставались благожелательными. Когда премьер летом 2006 года объявил о намерении в будущем году уйти в отставку, СМИ сообщали, что он может занять один из значительных постов в руководстве News Corp. [76], [74]. Когда же отставка в июле 2007 года состоялась, противники Блэра постарались в очередной раз привлечь внимание к его тесным связям с медиамагнатом. Были опубликованы сведения о том, что в течение десяти дней перед началом иракской войны Блэр трижды созванивался с Мердоком [59]. В тот период Мердок всецело одобрял поддержку, которую Блэр оказал Бушу, и называл позицию британского премьера "смелой и сильной" [87], [86].

Бизнес-империя Мердока в 2000-е годы продолжала расти. В его распоряжении находились телеканалы, кинокомпании, книжные издательства, сети кабельного и спутникового телевидения, журналы и газеты в США, Австралии, Европе, Латинской Америке, Азии и Тихоокеанском регионе [97], [91]. В 2003 году Мердок приобрел часть акций крупнейшей американской спутниковой телевизионной сети DirecTV [62], [74], [73], но четырьмя годами позже согласился уступить свою долю в этой корпорации Джону Малоуну (John Malone) - в обмен на принадлежавшие Малоуну акции News Corp. [62].

Осенью 2003 года в Конгрессе США рассматривался законопроект, который запрещал компаниям владеть местными телеканалами, охватывающими более 35 процентов американских домов. Телесеть Fox к тому времени почти достигла 39 процентов, и Мердоку пришлось задействовать все силы сотрудничавших с ним лоббистов для урегулирования ситуации. В итоге предельный показатель удалось поднять до 39 процентов [68].

В 2004 году Мердок обзавелся элитной недвижимостью на Пятой авеню в Нью-Йорке. За 44 миллиона долларов он приобрел жилой комплекс, принадлежавший ранее Лоуренсу Рокфеллеру (Laurance Rockefeller) [84], [97].

В середине 1990-х годов Мердок был одним из пионеров интернета, но отступил в конце десятилетия, когда этот рынок оказался перенасыщен амбициозными, но рухнувшими впоследствии проектами [83]. Позднее магнат вновь обратился к возможностям сети. Одним из первых он проявил интерес к возможностям цифрового телевидения [91]. Значительные усилия были посвящены развитию сетевых версий принадлежавших Мердоку британских и австралийских газет, а также его кинематографическим и телевизионным проектам в США [83]. В 2005 году за 580 миллионов долларов была приобретена популярная социальная сеть MySpace [73], [62], [67].

В очередной раз Мердок громко заявил о себе весной 2007 года: его корпорация намерилась приобрести компанию Dow Jones & Co, издателя ведущей деловой газеты The Wall Street Journal (WSJ). Как отмечалось в прессе, это издание давно привлекло внимание Мердока [72]. Еще в 1977 году, когда он только-только успел заявить о себе в США, он называл WSJ американской газетой, вызывавшей у него наибольшее уважение [96], а в 1980-х годах он начал рассматривать возможность приобретения этой газеты [68].

17 апреля 2007 года News Corp. Мердока предложила выкупить активы Dow Jones за 5 миллиардов долларов США [72], [67], [66]. Общественности стало известно об этом предложении 1 мая [62], [54], [64], [57], [56], [68]. Семья Бэнкрофт (Bancroft), в распоряжении которой находилось более 60 процентов голосов в совете акционеров Dow Jones, поначалу отвергла сделку [62], [72], [67], но затем согласилась рассмотреть возможность продажи компании [69], [70], [62], [62], [66].

По мнению критиков, в том числе значительной части сотрудников WSJ, в случае продажи Dow Jones Мердоку, газету ожидала судьба других изданий, которые предприниматель некогда приобрел и превратил в инструменты своих финансовых и политических замыслов [68], [67], [57], [51], [66], [71], [65]. Именно с этих позиций выступил Кристофер Бэнкрофт - представитель семейства, ставший наиболее активным противником сделки с Мердоком [52], [54], [64], [55]. Бэнкрофт пытался найти инвесторов, которые помогли бы ему скупить у родственников акции в количестве, достаточном для блокирования сделки [64], [52], [58].

Бэнкрофты добивались от Мердока гарантий независимости редакционной политики издания [68], [67], и он согласился на создание наблюдательного комитета, аналогичного учрежденному некогда при покупке лондонской The Times. Критики подвергли сомнению эффективность такого комитета, вспоминая свидетельства о вмешательстве Мердока в работу редакции The Times [68], [67], [66].

17 июля 2007 года совет директоров Dow Jones рекомендовал акционерам принять предложение Мердока [62], [60], [56], [61], [63]. 23 июля Бэнкрофты провели встречу [55], [53], по результатам которой часть семьи, контролирующая 32 процента голосов в совете акционеров, 31 июля согласилась уступить свои акции News Corp. [49]. Позднее в тот же день сделка была одобрена советом директоров Dow Jones [48] и The Wall Street Journal официально сообщила о продаже Dow Jones Мердоку [50]. 13 декабря 2007 года Dow Jones окончательно перешло Мердоку после того, как за это проголосовали более 60 процентов его акционеров [41], [42]. При этом Мердок продолжал расширять свое влияние: в январе 2008 года News Corp. приобрела почти 15 процентов акций крупнейшего немецкого платного телеканала Premiere [40], а в апреле Мердок вошел в состав совета директоров агенства The Associated Press [34], [35].

В конце октября 2007 года грузинский бизнесмен и политик Бадри Патаркацишвили передал корпорации Мердока свои акции грузинского оппозиционного канала "Имеди" [46], [44] (при том что Мердоку еще в 2006 году были проданы, по некоторым данным, 49 процентов акций канала [44]). В ноябре того же года канал был закрыт после оппозиционных выступлений в Тбилиси, но в декабре арест на его имущество и лицензию был снят [43], а в январе 2008 года наложен снова [45], [39]. После того как в феврале 2008 года неожиданно умер Патаркацишвили [37], права на "Имеди" заявил родственник бизнесмена Джозеф Кей (Иосиф Какалашвили) [36], который в феврале 2009 года продал канал арабской компании Rakeen [32].

В конце 2000-х годов Мердок неоднократно высказывался по поводу возможности свободного доступа к новостям. Так, в процессе покупки The Wall Street Journal он сообщил в сентябре 2007 года, что намерен сделать весь контент сайта издания бесплатным [47], однако в январе 2008 года после того, как газета перешла в его руки, он отказался от этой идеи [38]. В мае 2009 года Мердок заявил, что в течение 12 месяцев платными могли стать сайты всех изданий, которыми он владел [30], и в августе того же года подтвердил это решение [28]. В августе 2009 года он объявил о закрытии принадлежавшей ему бесплатной газеты The London Paper, что связывалось с понижением доходов от рекламы [26].

В конце 2008 году Мердок вступил в противостояние с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, когда итальянское правительство на 20 процентов увеличило налог на добавленную стоимость для спутникового телевещания, в том числе для принадлежащей Мердоку Sky Italia. В 2009 году Берлускони обвинил Мердока в раздувании сексуального скандала: в СМИ активно обсуждалась информация о том, что в резиденцию итальянского премьер-министра регулярно приглашали на вечеринки высокооплачиваемых проституток, моделей и телезвезд [25], [24], [29]. Осенью 2009 года News Corporation подала в суд иски против двух медийных компаний, входящих в принадлежащую Берлускони Mediaset (RTI и Publitalia), обвинив их в нарушении антимонопольных законов и в недобросовестной конкуренции. По мнению News Corp, итальянские коммерческие каналы Canale 5, Italia 1 и Rete 4 незаконно отказались от размещения рекламы услуг Sky Italia [23]. В октябре 2009 года суд миланский суд постановил, что действия Mediaset противоречили антимонопольному законодательству [22], [21].

К 2007 году личное состояние Мердока достигло девяти миллиардов долларов США. С этим показателем он занял 73-е место в традиционном рейтинге богатейших людей планеты, составленном журналом Forbes [73]. Стоимость бизнеса Мердока эксперты оценивали в 68 миллиардов долларов США [68]. Еще в конце 1990-х годов британские СМИ обратили внимание общественности на то, что, несмотря на свои миллиардные прибыли, News Corp. выплачивала минимум корпоративных налогов. Это оказалось возможным благодаря сложной международной структуре империи Мердока и активному использованию офшорных зон [93], [95], [97].

Многие критики утверждали, что коммерческий успех Мердока был достигнут за счет деградации СМИ, замены качественных источников информации на дешевые вульгарные продукты массового потребления [91], [95], [97], [96]. Распространено также мнение о том, что политическая направленность принадлежащих предпринимателю изданий и телеканалов мотивировалась его деловыми интересами в той или иной стране [95], [68]. К примеру, американский бизнес Мердока оказался тесным образом связан с политическими элитами, и поддержка тех или иных сил и предоставление рабочих мест отставным государственным деятелям фактически превратились в часть коммерции [68].

В 2009 году, в период мирового финансового кризиса, появились сообщения о значительных убытках корпорации Мердока. В феврале 2009 года стало известно о падении прибыли News Corp. на 42 процента [33], а в начале августа того же года было объявлено, что холдинг закончил финансовый год с чистым убытком в 3,4 миллиарда долларов [27]. В рейтинге миллиардеров, составленном журналом Forbes 2009 году, Мердок занимал 132-е место, а состояние его оценивалось в четыре миллиарда долларов [31].

Весной 2011 года с новой силой разгорелся скандал, связанный с таблоидом News Of The World. Журналистов этого издания еще в 2006 году уличали в незаконном прослушивании телефонов членов королевской семьи Великобритании, однако постепенно стало вскрываться, что частные детективы по заказу газеты взламывали голосовую почту многих знаменитостей, жертв террористических действий, семей военных, которые погибли в операциях в Афганистане и Ираке [15], [16]. Всего, как подозревают, прослушивалось более четырех тысяч телефонов, многие жертвы подали в суд на таблоид. Несколько сотрудников издания были арестованы, включая бывшего редактора Энди Кулсона (Andy Coulson). В начале июля 2011 года руководство News Corp решило закрыть таблоид, история которого насчитывала почти 170 лет. Это было сделано с целью улучшить имидж компании для утверждения крупной сделки - покупки News Corp 61 процента акций канала British Sky Broadcasting Group (BskyB) за 12 миллиарда долларов [16], [15], [17], [18]. Тем не менее сделка была сорвана: 17 июля представители News Corp заявили о том, что отказываются от этой покупки [14]. Сам Мердок был позван в Палату Общин, где ему задавали вопросы депутаты, которые расследовали скандал с News Of The World. Глава корпорации сознался, что день визита в парламент стал "самым унизительным днем в его жизни" [13], [12].

В июне 2011 года News Corp продала MySpace рекламной компании Specific Media за 35 миллионов долларов, почти в 17 раз дешевле, чем сама купила ее в 2006 году. К тому времени социальная сеть приносила Мердоку серьезные убытки, поскольку ее основную аудиторию переманил к себе Facebook [19].

Из-за скандала с News Of The World ряд политиков и акционеров News Corp призывали Мердока и его сыновей отойти от управления корпорацией. Однако в октябре 2011 года на ежегодном собрании большинство акционеров проголосовало за продление полномочий всех членов совета директоров [10], [11]. В ноябре того же года Мердок занял пост председателя совета директоров австралийского отделения News Corp [8], [9].

В январе и феврале 2012 года несколько журналистов The Sun были арестованы по обвинению в даче взятке полиции [7], [6]. На этом фоне, однако, Мердок выразил поддержку журналистам своего издания и даже объявил о запуске нового воскресного издания The Sun on Sunday [4], [5].

В июне 2012 года стало известно о планах по разделению News Corp на две компании: большую и наиболее прибыльную развлекательную и телевизионную, а также менее крупную - издательскую [3], [2]. В июле 2012 года в этой связи Мердок вышел из советов директоров подчиненных News Corp компаний, в том числе тех, которые контролировали газеты The Sun, The Times и The Sunday Times [1], [2].

Руперт Мердок был неоднократно женат. Его первый брак с Патрисией Букер (Patricia Booker) продлился с 1956 по 1960 год и был официально расторгнут в 1967 году. От этого брака у Мердока есть дочь Пруденс (Prudence) [96], [97]. В 1967 году он женился на одной из своих подчиненных, репортере Sydney Daily Mirror Анне Торв (Anna Torv). У них родились трое детей: дочь Элизабет (Elisabeth) и два сына – Лахлан (Lachlan) и Джеймс (James) [96], [97], [81]. В 1999 году Анна Мердок узнала о романе супруга с сотрудницей руководства Star TV Венди Денг (Wendi Deng) [97], [91]. В ходе бракоразводного процесса Анне удалось отсудить у мужа 1,7 миллиарда долларов в акциях и 110 миллионов наличными [97]. После развода Мердок в том же 1999 году женился на Денг, которая впоследствии родила ему двух дочерей [97], [91], [74]. Трое детей Мердока – Элизабет, Лахлан и Джеймс – занимали в империи News Corp. различные руководящие посты [95], [91]. Элизабет и Лахлан позднее покинули бизнес отца [91], [81], и его наиболее вероятным преемником стал Джеймс, который был генеральным директором BskyB [81], [62], в марте 2011 года стал заместителем исполнительного директора News Corp. и ответственным за международные операции корпорации [20].

Использованные материалы


[1] Mark Hosenball, Kate Holton. Rupert Murdoch quits boards of British papers. — Reuters, 22.07.2012

[2] Rupert Murdoch quits as News International director. — Matt Williams, Josh Layton, 21.07.2012

[3] John Jannarone. News Corp. Approves Split. — The Wall Street Journal, 28.06.2012

[4] Alice Ritchie. Murdoch launches "Sun on Sunday". — Agence France-Presse, 17.02.2012

[5] Rupert Murdoch to launch Sun on Sunday newspaper "soon". — BBC News, 17.02.2012

[6] David Batty. Senior Sun journalists arrested in police payments probe. — Guardian.co.uk, 11.02.2012

[7] Chris Stevenson. Four Sun journalists held over payments to police. — The Independent, 29.01.2012

[8] Sonali Paul. Rupert Murdoch takes chair at News Corp Australia unit. — Reuters, 09.11.2011

[9] Robert Fenner. Murdoch Names Williams Australian Head as Hartigan Retires. — Bloomberg, 09.11.2011

[10] Brent Lang, Lucas Shaw. Rupert Murdoch, Sons, Re-Elected to News Corp.'s Board. — The Wrap, 21.10.2011

[11] Matt Wells. News Corporation annual shareholder meeting – as it happened. — The Guardian, 21.10.2011

[12] Phone hacking: 'Humbled' Murdoch rejects blame. — BBC News, 20.07.2011

[13] Mallory Simon. Live Blog: Murdochs, Brooks, police testify in phone-hacking scandal. — CNN, 19.07.2011

[14] News Corp withdraws bid for BSkyB. — BBC News, 13.07.2011

[15] Timeline: News of the World phone-hacking row. — BBC News, 08.07.2011

[16] Ксения Болецкая. Мердок закрыл самую популярную газету в Англии. — Ведомости, 07.07.2011

[17] Sandra Laville, Vikram Dodd. Phone hacking: the hunt for corrupt officers and 4,000 possible victims. — Guardian.co.uk, 07.07.2011

[18] James Murdoch. Murdoch closes the News of the World. — News of the World, 07.07.2011

[19] Jessica E Vascellaro. Justin Timberlake group buys Myspace from News Corp. — The Wall Street Journal, 30.06.2011

[20] James Murdoch gets News Corp promotion. — ABC News, 31.03.2011

[21] Dan Sabbagh. Mediaset is ordered to run advertising for Sky Italia. — The Times, 27.10.2009

[22] Murdoch wins Berlusconi ad spat. — BBC News, 26.10.2009

[23] John Hooper. Rupert Murdoch firm sues Silvio Berlusconi companies over ads on Italian TV. — The Guardian, 17.09.2009

[24] Nick Pisa. Silvio Berlusconi and the businessman who provided him with 30 party girls. — The Daily Mail, 10.09.2009

[25] Richard Owen. Giampaolo Tarantini lists women he claims he took to Silvio Berlusconi’s parties. — The Times, 10.09.2009

[26] Ian Burrell. Murdoch shuts London Paper to quit the freesheet war. — The Independent, 21.08.2009

[27] News Corp. dives into annual loss. — Agence France-Presse, 06.08.2009

[28] Andrew Clark. Rupert Murdoch plans charge for all news websites by next summer. — The Guardian, 06.08.2009

[29] Richard Owen. Silvio Berlusconi attacks The Times over friendship with model. — The Times, 05.06.2009

[30] Future of newspapers is digital: Murdoch. — Agence France-Presse, 29.05.2009

[31] The World's Billionaires: Rupert Murdoch. — Forbes.com, 11.03.2009

[32] Елена Парцвания. Арабская компания Rakeen приобрела 90 процентов доли "Имеди". — Новости-Грузия, 25.02.2009

[33] Murdoch hints at job cuts after News Corp records $6.4bn loss. — The Guardian, 06.02.2009

[34] Rupert Murdoch joins Associated Press board. — Agence France-Presse, 15.04.2008

[35] Rupert Murdoch, Sam Zell appointed to AP board of directors. — The Associated Press, 14.04.2008

[36] Margarita Antidze. Georgia opposition wants Imedi TV back on air. — Reuters, 24.03.2008

[37] Ксения Солянская. Умер Бадри Патаркацишвили. — Газета.Ru, 13.02.2008

[38] Ben Hirschler. Murdoch says won't make all of online WSJ free. — Reuters, 24.01.2008

[39] Патаркацишвили приговорили заочно. — Интерфакс, 16.01.2008

[40] News Corp. pays euro287 million for stake in German pay TV company Premiere. — The Associated Press, 07.01.2008

[41] Shareholders OK News Corp. takeover of Dow Jones, WSJ. — Agence France-Presse, 14.12.2007

[42] Kenneth Li. Dow Jones shareholders approve News Corp buyout. — Reuters, 13.12.2007

[43] "Имеди" больше не под запретом. — Полит.ру, 07.12.2007

[44] Патаркацишвили раскрыл детали сделки по продаже телекомпании "Имеди". — ИА REGNUM, 03.11.2007

[45] Генпрокуратура Грузии: Арестовано имущество всего холдинга "И-медия" Бадри Патаркацишвили. — ИА REGNUM, 03.11.2007

[46] Бадри Патаркацишвили передал все свои акции телеканала "Имеди" американской компании. — Новости-Грузия, 31.10.2007

[47] Peter Lauria. Murdoch mulling a free wsj.com. — New York Post, 19.09.2007

[48] Seth Sutel. News Corp. board approves Dow Jones deal. — The Associated Press, 01.08.2007

[49] Robert MacMillan, Kenneth Li. News Corp, Dow Jones deal expected Tuesday: source. — Reuters, 31.07.2007

[50] Murdoch's News Corp. wins control of Dow Jones: WSJ. — Agence France-Presse, 31.07.2007

[51] Michael Calderone, Felix Gillette. Rupert’s Big Teeth. — The New York Observer, 29.07.2007

[52] Know Your Bancrofts. — New York Magazine, 23.07.2007

[53] Brian Bergstein. Bancroft Family to Mull News Corp.'s Bid. — The Associated Press, 23.07.2007

[54] Seth Sutel. Meet the Bancroft Family of Dow Jones. — The Associated Press, 22.07.2007

[55] Richard Perez-Pena. Bancroft family weighs sale of The Wall Street Journal. — International Herald Tribune, 22.07.2007

[56] Frank Ahrens. Dow Jones Director Resigns Over Bid. — The Washington Post, 20.07.2007

[57] Richard Perez-Pena. Murdoch's arrival worries Wall Street Journal staff. — International Herald Tribune, 19.07.2007

[58] The Magnificent Bancrofts: Giant Dow Jones Family Breaking Up Over Sale. — The New York Observer, 19.07.2007

[59] Blair and Murdoch spoke days before Iraq war. — Press Association, 19.07.2007

[60] Dow Jones Board Recommends Sale To Murdoch. — The Associated Press, 18.07.2007

[61] Robert MacMillan, Kenneth Li. Dow Jones board endorses $5 bln News Corp. bid. — Reuters, 18.07.2007

[62] Chris Tryhorn. Rupert Murdoch - a lifetime of deals. — MediaGuardian.co.uk, 18.07.2007

[63] News Corp., Dow Jones Reach Deal. — The Associated Press, 17.07.2007

[64] Bancroft member moves to block sale of Dow Jones: source. — Reuters, 16.07.2007

[65] Amity Shlaes. Murdoch Overwhelmed by Rival for Control of News. — Bloomberg, 05.07.2007

[66] Ken Auletta. Promises, Promises. — The New Yorker, 02.07.2007

[67] Eric Pooley. Exclusive: Rupert Murdoch Speaks. — Time, 28.06.2007

[68] Jo Becker. Rupert Murdoch, empire builder, still playing to win. — International Herald Tribune, 25.06.2007

[69] Andrew Ross Sorkin, Richard Perez-Pena. Dow Jones says it will consider options for sale. — International Herald Tribune, 01.06.2007

[70] Dow Jones jumps on bid war hopes. — BBC News, 01.06.2007

[71] Howard Kurtz. Could Murdoch Be The Man? — The Washington Post, 14.05.2007

[72] Richard Siklos. Reinventing newspapers is Murdoch's long-range goal. — International Herald Tribune, 13.05.2007

[73] The World's Billionaires: Rupert Murdoch. — Forbes.com, 08.03.2007

[74] John Cassidy. Murdoch's Game. — The New Yorker, 16.10.2006

[75] Bruce Anderson. Who will gain the favour of the Sun's King? — The Independent, 31.07.2006

[76] Andrew Grice. Murdoch set to back Blair - for a place in his boardroom. — The Independent, 29.07.2006

[77] Murdoch flirts with Conservatives. — BBC News, 28.06.2006

[78] Murdoch’s Clinton fund-raiser creates buzz. — The Associated Press, 12.05.2006

[79] Rupert Murdoch Loves Hillary Clinton. — CBS News, 09.05.2006

[80] Colin Brown. Murdoch hints at switch if Cameron pledges tax cuts. — The Independent, 23.01.2006

[81] Steve Fishman. The Boy Who Wouldn't Be King. — New York Magazine, 19.09.2005

[82] Glenn Frankel. As Election Looms, Tony Blair Basks In Warmth of the Sun. — The Washington Post, 04.05.2005

[83] Chris Tryhorn. We ignore internet at our peril, Murdoch warns editors. — MediaGuardian.co.uk, 14.04.2005

[84] Jonathan Mahler. What Rupert Wrought. — New York Magazine, 11.04.2005

[85] Torin Douglas. Forty years of The Sun. — BBC News, 14.09.2004

[86] Roy Greenslade. Their master's voice. — The Guardian, 17.02.2003

[87] Julia Day. Murdoch backs 'courageous' Blair over Iraq. — MediaGuardian.co.uk, 11.02.2003

[88] The tainted confession that nearly hanged a man. — The Age, 19.11.2002

[89] Kathy Marks. Enter Murdoch, the Outback movie hero. — The Independent, 08.09.2002

[90] Max Stuart reflects, finds peace. — The Age, 19.08.2002

[91] Andrew Walker. Rupert Murdoch: Bigger than Kane. — BBC News, 31.07.2002

[92] Dan Gledhill. Manchester United: the battle begins. — The Independent, 11.04.1999

[93] Tax free: Rupert Murdoch's zero status. — BBC News, 25.03.1999

[94] Which football club will be next to fall? — BBC News, 09.09.1998

[95] Michael Leapman. Profile: Rupert Murdoch: Blair's red-top baron. — The Independent, 15.02.1998

[96] The Battle of New York. — Time, 17.01.1977

[97] Rupert Murdoch. — NNDB.com. — Версия от 20.02.2012

Источник: http://lenta.ru/lib/

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Мердок, Руперт" в других словарях:

  • Мердок, Руперт — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Мердок Руперт — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Руперт Мердок — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • МЕРДОК Кейт Руперт — (р. 1931) американский издатель. Выходец из Австралии. Владелец транснациональной корпорации средств массовой информации Ньюс корпорейшен (News Corporation), ок. 30 австралийских газет, в т. ч. общенациональная газета Острейлиан (Australian),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Руперт Мёрдок — Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Мёрдок, Кит Руперт — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Кейт Руперт Мёрдок — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Мёрдок Руперт — Руперт Мёрдок Rupert Murdoch медиамагнат Имя при рождении: Keith Rupert Murdoch Дата рождения …   Википедия

  • Мёрдок, Руперт — В Википедии есть статьи о других людях с именем Руперт. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мёрдок. Руперт Мёрдок Rupert Murdoch …   Википедия

  • Мёрдок Кейт Руперт — (Murdoch) (р. 1931), американский издатель. Выходец из Австралии. Владелец транснациональной корпорации средств массовой информации «Ньюс корпорейшен» (News Corporation), около 30 австралийских газет, в том числе общенациональной газеты… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Мердок, Руперт» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.